Общие правила транспортировки больных

Общие правила транспортировки больных

Если больной находится в бессознательном состоянии, переносить и перевозить его следует в положении на боку или на животе. Это, так называемое безопасное положение, предотвращает западание языка и обеспечивает свободное поступление воздуха при дыхании. Желательно при этом подложить под грудь и лоб пострадавшему валики из одежды.

Больных и пострадавших в состоянии средней тяжести перевозят на носилках в положении лежа. При переломах необходимо наложить шину, ввести обезболивающие средства, произвести временную остановку кровотечения.

Ранняя и правильно произведенная иммобилизация имеет большое значение для благоприятного клинического течения травмы, предупреждения осложнений и более полного восстановления функций.

Транспортная иммобилизация — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение.

Транспортную иммобилизацию применяют при переломах костей, вывихах, обширных повреждениях мягких тканей, повреждении суставов, сухожилий, крупных нервных стволов, магистральных кровеносных сосудов, а также при синдроме длительного сдавливания конечностей.

Цель транспортной иммобилизации — удержание отломков от дальнейшего смещения, предупреждение ранений сосудисто-нервного пучка и кожных покровов острыми концами костных фрагментов, а также профилактика дополнительного повреждения головного и спинного мозга при переломах черепа, позвоночника и таза или тазовых органов (мочевой пузырь, уретра, прямая кишка), уменьшение болей и предотвращение развития вторичного шока.

Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью стандартных или импровизированных шин. В последнее время для этих целей стали применять пневматические шины.

Основные правила наложения транспортных шин:

— фиксация не менее двух суставов, соседних с местом перелома;
— наложение ватно-марлевых прокладок на костные выступы, подвергающиеся наибольшему давлению;
— по возможности, придание физиологического положения поврежденной конечности (уравновешивание мышц-антагонистов, что предупреждает дальнейшее смещение отломков);
— предварительное наложение жгута и асептической давящей повязки при открытых переломах, сопровождающихся кровотечением.
Транспортную иммобилизацию производят в зависимости от локализации повреждения:

—  При переломах ключицы, лопатки и вывихе плеча транспортную иммобилизацию осуществляют с помощью лестничной или сетчатой шины, повязки Дезо, косыночной повязки. Правильно наложенная повязка Дезо имеет ряд преимуществ по сравнению с шинами: предотвращает отвисание плечевого пояса книзу и хорошо фиксирует поврежденную конечность к туловищу пострадавшего.
—  При переломах плечевой кости иммобилизацию производят с помощью лестничной шины (Крамера). Предварительно шину следует обложить ватой или стеганой ватной подстилкой, прогнуть в виде желоба и отмоделировать по здоровой конечности. В среднем положении между пронацией и супинацией предплечья и сгибания его под углом 90° в локтевом суставе по задней поверхности поврежденной конечности накладывают шину Крамера — от пястно-фаланговых сочленений до надплечья здоровой стороны. Плечо выводят вперед на 30° и несколько отводят от туловища (с этой целью в подмышечную впадину помещают ватно-марле- вый валик). Проксимальный конец шины связывают с дистальным двумя марлевыми тесемками, охватывающими грудь на противоположной перелому стороне спереди и сзади. Шину фиксируют к конечности мягким марлевым бинтом. Руку дополнительно подвешивают на косынке или прибинтовывают к туловищу.
—  При наложении повязки Дезо в подмышечную область кладут ватно-марлевую подушечку. Предплечье устанавливают под прямым углом в локтевом суставе, ладонь обращают к животу, руку плотно прижимают к груди. Первые туры бинта ведут от здоровой половины грудной клетки к больной. Спиральными ходами прибинтовывают плечо, затем от здоровой подмышечной впадины бинт ведут косо вверх по передней поверхности груди к надплечью больной стороны, перекладывают через надплечье, спускают вниз, огибают предплечье в локтевом суставе, потом ведут косо вверх к подмышечной впадине здоровой стороны. Так повторяют несколько раз. Чтобы туры бинта не спадали, повязку рекомендуется прошить.
—  При переломе костей лучезапястного сустава кисти иммобилизация осуществляется с помощью лестничной, сетчатой или фанерной шины. Кисти придают полусогнутое положение, в ладонь вкладывают ком ваты, обернутый марлей. Подкладку из ваты и марли прокладывают на всем протяжении шины. Шину накладывают на ладонную или тыльную поверхность до локтевого сустава и укрепляют спиральными турами бинта.
—  При переломе и вывихе бедра, повреждении тазобедренного и коленного суставов транспортная иммобилизация достигается путем наложения специальных шин, в которых фиксация сочетается с одновременным вытяжением конечности. С этой целью чаще других применяют транспортную шину Дитерихса. Шина состоит из двух деревянных планок. На верхних концах обе планки имеют поперечные перекладины для упора в подмышечную впадину и промежность. Наружная (длинная) и внутренняя (короткая) планки состоят из двух половин, что позволяет, в зависимости от роста пострадавшего, удлинять или укорачивать шину. К внутренней планке на шарнирах прикреплена деревянная дощечка с отверстием для скрепления дистального конца планок. Кроме того, имеется деревянная планка, имеющая форму подошвы и палочки — закрутки с двойным шнуром.

Транспортировку в лечебное учреждение пострадавших с переломами костей таза производят на плоских не прогибающихся носилках. Для этого обычные носилки оборудуют по тому же принципу, что и для транспортировки больных с переломом позвоночника. Ноги пострадавшего необходимо согнуть в коленных и тазобедренных суставах — с этой целью под колени .подкладывают валик (поза «лягушки»).

При повреждении таза, особенно с нарушением целостности тазового кольца, возможно смещение костных отломков, которое чревато повреждением внутренних органов. Это необходимо предотвратить путем фиксации таза, нижних конечностей, расслабления мускулатуры. Циркулярно стягивают таз бинтом, полотенцем на уровне крыльев подвздошных костей и больших вертелов. Пострадавшего укладывают на спину на сложенное одеяло, выстилающее не прогибающуюся плоскость, придают ему положение «лягушки» (ноги в коленных суставах слегка сгибают и под коленные суставы подкладывают валик высотой 25-30 см). Коленные суставы слегка разводят, между ними укладывают мягкую прокладку; колени (нижняя треть бедер) и голеностопные суставы связывают бинтом. Стопы упираются в загнутые концы шин Крамера, образовавших не прогибающуюся плоскость. Это необходимо для того, чтобы ноги на валике не висели и не было чрезмерного подошвенного сгибания стоп. Очень важно (во избежание смещений во время транспортировки) прикрепить к носилкам подкладываемый под коленные суставы валик, а также самого пострадавшего. При этом должен оставаться свободным доступ к нижней части живота и промежности, так как может возникнуть необходимость опорожнения мочевого пузыря и прямой кишки. Можно создать достаточно надежную иммобилизацию с помощью шин Крамера, которые связывают между собой и моделируют путем изгибания в области голеностопных и коленных суставов под углом 90°. Чтобы шины под коленными суставами не разгибались, проксимальные концы их связывают с достаточным натяжением с областью изгиба шин в зоне голеностопных суставов.

 

Пострадавших с повреждением грудной клетки транспортируют на носилках в полу сидячем положении, которое облегчает дыхание. Для этого под верхнюю половину туловища со стороны спины подкладывают большой валик; под ягодицы, для предупреждения сползания пострадавшего к ножному концу, помещают другой валик. Оба валика следует привязать к носилкам, иначе во время транспортировки они будут смещаться и не выполнят своей функции.

Инфекционных больных перевозят транспортом санэпидстанции.

Если инфекционного больного случайно перевозят на линейной машине, то ее снимают с линии и подвергают дезинфекции, а персонал — карантину или наблюдению и профилактическим прививкам в зависимости от вида инфекции.

Транспортировка психических больных осуществляется специальной бригадой. Агрессивных или с суицидальной направленностью больных фиксируют и вводят им аминазин, седативные средства. Больной может скрывать свои намерения, поэтому во время транспортировки он должен быть под постоянным наблюдением. Все острые предметы должны быть вне досягаемости. Дверь машины плотно закрывают. Больного одевают соответственно сезону и, поддерживая за руки во избежание внезапного побега, сажают в машину. Сопровождать больного должно не менее 4 человек: двое располагаются по бокам, третий спереди от больного соблюдая меры предосторожности уже при выходе больного из помещения. Два человека ведут его, держа за руки, одной рукой сжимая кисть больного, другой удерживая его руку под локтевым суставом. При этом надо находиться сбоку от больного, остерегаясь ударов головой, что можно предотвратить, приподнимая руки больного вверх и в стороны. Третий сопровождающий должен находиться сзади, чтобы помочь при попытках больного вырваться. Перевозку таких больных производить в положении лежа. В пути необходима особая бдительность сопровождающих для предупреждения побега или несчастных случаев. Больной может скрывать свои намерения, поэтому во время транспортировки он должен быть под постоянным наблюдением. Все острые предметы должны быть вне досягаемости. Дверь машины блокируют.